Александр Симбирский – с честным обзором игры.
Компания Sports Interactive наслаждается статусом монополистов на рынке симуляторов футбольного менеджмента — если раньше у британцев был хоть какой-то конкурент в лице FIFA Manager, то сейчас никаких даже близко сопоставимых по уровню альтернатив Football Manager просто не существует.
Игра дико популярна среди футбольных гиков, в той же Великобритании она вообще обладает культовым статусом — вот, например, Sky Sports на полном серьезе сравнивает форвардов «Лестера» Джейми Варди и Ислама Слимани с помощью скиллов, прописанных в FM.
Однако каждый год возникают споры — мол, Sports Interactive просто выпускает обновление баз и слегка меняет интерфейс. Это не совсем так. Но и спорные моменты, конечно, присутствуют.
Тактическое раздолье
Сейчас Football Manager предлагает широкий набор инструментов для создания абсолютно любой тактики. От «тики-таки» времен праймовой сборной Испании до игры с либеро — давно уже умершей ролью центрального защитника. В прошлом году тактическое меню наконец-то пережило революционное преобразование — изменился интерфейс (он стал более наглядным), появились отдельные настройки для прессинга плюс настройки по каждой фазе игры (атака, оборона, движение без мяча). В общем, любого тактического гика ждет небывалый оргазм. А новичкам полезно будет узнать, кто такие «меццала» и «раумдойтер».
Что важно — Football Manager 2020 стал еще более чувствительным к тактическим настройкам из-за того, что у виртуальных футболистов появилось нечто похожее на мозги. Режим бета-тестирования игры был доступен за две недели до полноценного релиза, так что я с удовольствием отметил следующее — игроки на поле ведут себя согласно тактическим установкам. Разные ситуации бывают, конечно, но прежнего тупейшего и необъяснимого развала тактики я пока что не наблюдал.
Убогий графон
Сразу скажу — суть Football Manager совсем не в графоне. Для тех, кому важна красивая картинка, существуют консоли и Pro Evolution Soccer. Многие из игроков, кстати, до сих пор по олдскулу гоняют с кружочками и не заморачиваются. Хотя года 3-4 назад движок Football Manager радовал фанатов идиотскими законами физики и внешне очень странными действиями футболистов — вратари просто замирали на месте даже при самых легких ударах. С каждым годом движок улучшается, и кровь идет из глаз уже не так сильно. А действия футболистов внешне все больше напоминают реальные.
Но вот газоны, например, до сих пор напоминают пластмассовое зеленое покрытие, а симуляция погодных условия вообще возвращает во времена первой части Commandos. И это в 2019 году.
Стадионы в FM оформлены лишь формально — это сделано для того, чтобы игра не жрала ресурсы. В принципе, по ходу дела на это даже не обращаешь внимание. Но вот 3D-модель для тренера, которая делается по фото, в этом году очень симпатичная. Я даже похож сам на себя.
Баги и странные особенности движка
Окончательный вид каждая новая часть Football Manager приобретает только к январю-февралю. До этого разработчики даже после официального релиза в авральном режиме фиксят многочисленные баги и перекосы движка. В Football Manager 2019 футболисты забивали какое-то аномальное большое количество голов после дальних ударов. А еще даже самый деревянный бомж стабильно клал штрафные в девятку. Похожая ситуация была с угловыми. К зиме все это дело починили, и игра обрела стабильность.
В Football Manager есть читерские тактики, суть которых заключается в тупом взломе движка игры. Раньше это была схема 4-3-3 с инсайдами по флангам атаки, сейчас игроки полюбили 4-4-2 с быстрыми вертикальными контратаками. Но опыт сетевой игры подсказывает, что даже читерская тактика не гарантирует перманентного успеха. И это хорошо. Соперники постепенно подстраиваются под вашу тактику, поэтому на одних и тех же ресурсах по сложному сезону не уползешь. Я уже отыграл половину сезона во второй польской лиге (очень понравилось название клуба «Заглембе Сосновец») и 2-3 раза менял основной тактический модуль.
Интерфейс становится все более удобным
Когда я в первый раз купил Football Manager, то слегка охренел от количества разных вкладок и настроек. Но, в принципе, 1-2 дней сейчас достаточно для того, чтобы вникнуть в суть процесса. Сейчас Sports Interactive делает шаги в сторону более наглядного интерфейса — меньше текста, больше информативности.
Отдельно переработали вкладку с так называемым «центром развития» — теперь здесь отслеживается весь прогресс перспективной молодежи. На одном экране есть оценка потенциала молодых игроков, рекомендации по развитию, статистические отчеты — в общем, вы не потеряете контроль над юнцами (как это часто бывало в прошлых версиях FM).
Появление «Клубной стратегии» и агентская мафия
От странного руководства, к слову, никуда не деться. У каждого клуба есть некий приоритетный список целей — краткосрочных, долгосрочных и постоянных. Для «Бенфики» и «Порту» важно развитие молодых талантов для последующей продажи, для «ПСЖ» и «Реала» — скупка звезд, для «Атлетика» из Бильбао — наличие в составе только басков. Все вроде бы ок, но в игре руководство часто ставит палки в колеса — теперь оно запросто заблочит организованный вами трансфер, если, по мнению руководителей, выбранный вами игрок не нужен клубу.
Переговоры с футболистами стали еще сложнее — помимо диких комиссионных, капризным неженкам нужно в подробностях раскладывать игровое время, перспективы пребывания в клубе и лепить бесконечные бонусы. В принципе, в реальности происходит все то же самое. Вряд ли это минус. Просто на каждое трансферное окно уходит все больше времени.
Ну и агенты. Этих ребят и в реальном мире футбола никто не любит. А в игре агенты выматывают нервы похлеще вечно запасных футболистов (они постоянно ноют, мол, «тренер, почему вы меня не выпускаете на поле» — таких я обычно скидывал в дубль и продавал в ближайшее окно). Добрая часть трансферного бюджета стабильно уходит на агентские вознаграждения — особенно при условии игры за какой-нибудь топ-клуб. С него виртуальный Жорже Мендеш всегда пососет бабос в свое удовольствие.
Железо
Рекомендуется, конечно, комп с SSD, на который и загоняется сама игра. Тогда процесс будет быстрым и не таким муторным — FM на слабых машинах даже 2-3 игровых дня прокручивает по несколько минут. Оперативной памяти достаточно даже 4 ГБ. Видеокарта — разработчики указывают, что потянет даже Intel GMA X4500. У меня стоит NVIDIA GeForce MX150 — все летает прекрасно, игра в этот раз оптимизирована неплохо (у FM 2019 с этим были большие проблемы).
Также для комфортной игры многие домашние менеджеры качают фотки футболистов, настоящие логотипы (у Sports Interactive лицензии можно пересчитать по пальцам), патчи всякие — дополнительно это добро занимает до 20 ГБ на жестком диске (+ почти 10 ГБ самого «каркаса» Football Manager).
Вердикт
Сейчас Football Manager 2020 стоит в Steam 2199 рублей. На предзаказ была небольшая скидка, а на GameRay вообще был доступен вариант с покупкой ключа за 1599 рубасов. Никаких революционных изменений в FM не произошло — тактическое меню переработали еще в FM 2019, остальное все можно отнести к категории «косметика». Если вы фанат серии — естественно, FM 2020 стоит брать. Если же нет, то достаточно приобрести FM 2019, на который постоянно прилетают скидочные купоны. Многочисленные патч-мейкеры с форумов выпускают обновления баз даже для самых древних версий игры.
Но, честно говоря, 2к игра точно не стоит — поэтому все ждут скидок и прочих выгодных предложений. В общем, FM 2020 имеет смысл оформлять только после зимних обновлений. Все равно до ноября 2020 года Sports Interactive ничего нового не выпустит — времени для того, чтобы вдоволь поковыряться в поисках молодых талантов, будет вагон.