Опять ничего не поменяли.
Если у вас есть Football Manager 2019 или 2018 – накатите обновление составов и играйте в них, не тратьте деньги.
Да, Football Manager – культовая игра, в которой зависают даже футбольные звезды – Сульшер, Погба, Гризманн, а Усман Дембеле так плотно подсел, что не соблюдает режим.
Оказывается, Сульшер – фанат Football Manager. Говорит, что игра помогает понять футбол
Но проблема в том, что у FM нет аналогов – а значит, нет и конкуренции. Если взять Championship Manager 01/02 и нынешнюю часть – да, изменения будут видны. Но если вы до сих пор сидите на FM 15, то вряд ли заметите что-то откровенно новое. Обновленный дизайн (да, опять), пара усложнений в игровом процессе и. все.
Аргумент в стиле «Ну это же футбол, что здесь нового можно придумать?» не работает. Я провел в игре уже около 100 часов и увидел кучу деталей, которые можно запросто прокачать.
Что нового?
Долгосрочные цели. Теперь вы берете «Сканторп» и вам ставят цель на 5 лет вперед – от развития молодой академии и подписания игроков моложе 23 лет до промоушна в Премьер-Лигу в сезоне-2023/2024. Влияет ли это на что-то? Да не особо: если вы выигрываете, вам простят все остальное, если проигрываете – то хоть обвыполняйтесь остальных целей, все равно выгонят.
Центр развития. Вот эта фишка поинтереснее. Теперь все молодежные и юношеские команды, а также «Спартак/Краснодар-2/3/4» собраны в одном месте.
Представьте, что вы возглавляете «Челси». В этом разделе вы видите не только выступления молодых футболистов, но и тех, кто играет в аренде (а в вашем случае таких игроков просто тьма). Раньше приходилось или просить отчетов скаута, или просматривать все самому. Так что идея, без сарказма, отличная, особенно для тех, кто любит устраивать челленджи в стиле «создать команду из воспитанников».
Но даже здесь есть проблема: как только вы переместите 18-летнего паренька в основу, он тут же пропадет из центра развития. Хотя я по-прежнему хочу получать отчеты о его прогрессе.
Новые обязанности персонала. Теперь их стало куда больше. Но выполнено все это настолько отвратительно графически, что разбираться нет сил. Как и всегда нанимайте стафф с самыми высокими циферками и будет вам счастье.
Система скаутинга. Вы видите предыдущие отчеты скаутов, которые собирали в клубе до вас. При этом если скаут уходит, то теряются и все данные его разведки.
Скажите честно, вы бы прожили без всех этих нововведений? Теперь немного (на самом деле много) о том, что реально требует доработок.
В Football Manager новый рекордсмен: немец потратил 1940 часов на 333 сезона
А что хотелось бы?
Онлайн-игра. Играть против компьютера – гарантированный успех. Да, в середине и конце нулевых мы с радостью играли в FIFA и PES против ботов. Но сейчас соревноваться с живыми людьми куда интереснее – геймер стал искушеннее.
Давайте разберем на простом примере. Вы взяли в управление условный «Лидс Юнайтед». Первым делом идем на рынок свободных агентов и подписываем лучших бесплатных игроков: Лукаса Силву, Жонатаса, Бен Арфу. При этом продаем нынешних игроков, которые уступают новичкам в скиллах. Проделываете подобный фокус 2-3 сезона в зависимости от того, насколько сильный изначально клуб вы взяли, и вы в шоколаде.
А теперь попробуйте ту же систему в онлайне. Никто и никогда не купит у вас Патрика Бэмфорда за 12 миллионов евро! Особенно с учетом его зарплаты. Зато за сильных свободных агентов и футболистов с заканчивающимся контрактом развернется настоящая борьба – как и должно быть в реальности. Вы совершенно точно не увидите Эрлинга Холанда, сидящим в «РБ Зальцбург» 5 сезонов подряд.
Сейчас онлайн в Football Manager кошмарен. Вам нужно собраться с 5-7 игроками и засесть в игре на несколько часов. При этом вы не можете подключиться к нему по ходу игры. Удобно ли это? Нет. Пытаются ли разработчики это исправить? Нет.
Случайный потенциал игроков. Как правило, уже в начале игры вы знаете, кого из вундеркиндов покупать – всем игрокам прописывают изначальный потенциал, до которого они развиваются. И эти цифры не сильно отличаются от сэйва к сэйву.
То есть мы никогда не получим истории вроде Мохамеда Салаха, который стал мировой звездой в 25 лет – в игре его потенциал изначально был бы ограничен 140-150. Про случай с Арицом Адурисом и говорить нечего: если футболисту за 30, он уже точно не будет расти в скиллах, хотя есть немало примеров из реальной жизни, когда карьера игрока развивалась даже в солидном возрасте. Зато условный Родриго или Дайот Упамекано точно будут в топе, и их трансфер быстро окупится с нулевыми рисками.
Парень отыграл 16 сезонов за клуб из подвала Сербии в Football Manager – и напросился туда аналитиком
Пресс-конференции и личные разговоры. Они не меняются уже который год! Какой смысл отвечать на одни и те же вопросы, которые еще и дают один и тот же итог? Заниматься таким могут только ядерные энтузиасты.
С беседами дела еще хуже. Мало того, что их жалобы одинаковы («дайте поиграть» и «дайте денег»), так еще и реакция порой совершенно неадекватна: вы похвалите игрока за матч, а он расстроится. В чем логика? Да, в компьютерном симуляторе сложно создать реалистичную атмосферу в коллективе, но откровенно забить на развитие этой части игры – перебор.
Исправить движок. То дальние удары и удары со штрафных, то нереалистичное владение мячом, то высокие баллы крайним защитникам и чудо-вратари с паршивыми скиллами. С каждым годом FM избавляется от одной проблемы и добавляет две новых.
Забудьте о том, чтобы построить «Ливерпуль» Клоппа – кривой движок сделает так, что за спину вашим защитникам будут забегать форварды вроде Акинфенвы. 3 защитника тоже плохо работают – они просто начинают мешать друг другу.
Уровень сложности. FM 19 был очень прост – в команду ФНЛ в первый сезон шли даже Аничебе и Эменике. Многим геймерам удавалось сходу выиграть лигу, а уже в следующем году стать чемпионом страны.
Если бы вы играли в Football Manager первый раз, то это было бы нормально. Но для фанатов серии такой уровень «хардкорности» явно недостаточен. Почему бы не добавить уровни сложности, чтобы было тяжелее вести переговоры о трансферах, игроки были чаще недовольны, а тактику приходилось бы менять под каждого соперника?
Тренировки физики и сыгранности. Сегодня топовые команды могут провести на высоких скоростях весь матч. При этом тренировке физической подготовки в игре уделено совсем ничтожное внимание. Как и сыгранности – связки нарабатываются за счет того, что футболисты играют вместе в официальных матчах, хотя могли бы улучшить взаимопонимание и на тренировках.
Получите ли вы удовольствие от игры в новый Football Manager? Да. Особенно, если вы фанат серии. Она интересная и захватывающая, в ней очень просто провести пару ночей, занимаясь укомплектованием команды на будущий сезон. Но это происходит не за счет видимых улучшений, а за счет блестящей базы данных и полному отсутствию конкуренции.
Очевидно, что игра не достигла потолка развития. Но, кажется, Sports Interactive и не стремится до него добраться.