К так называемым «конвейерным» игровым сериям, новые части которых исправно выходят ежегодно, можно относиться по-разному. С одной стороны, поклонники таких серий безусловно рады возможности каждый год получать порцию нововведений и улучшений. С другой стороны, год — это весьма маленький срок для разработки крупного современного игрового проекта с достаточным количеством новшеств для того, чтобы его можно было назвать полноценным продолжением предшественника. Такую проблему «сжатых сроков» разные разработчики решают по по-разному. Над всем известной серией Call of Duty, например, поочередно «колдуют» две основные студии, в результате чего у каждой из них на создание продолжения фактически есть 2 года, а над серией Assassin’s Creed вообще работает огромное количество студий Ubisoft по всему миру.
Что же касается самой именитой (не в обиду поклонникам Pro Evolution Soccer) серии футбольных симуляторов FIFA, за ее ежегодное обновление вот уже много лет отвечает внутренняя студия издательства Electronic Arts — EA Canada. На ее плечах, к слову, лежит ответственность за создание новых частей вообще всех спортивных симуляторов, выпускаемых под брендом EA Sports. Однако разработчики, как ни странно, с честью справляются с возложенной на них обязанностью — серия FIFA неуклонно хорошеет год от года. В какой-то ее части прогресс заметен более явно, в какой-то — менее, но «застоя» в футбольной серии от Electronic Arts не наблюдается уж точно. И сегодня нам предстоит детально изучить ее новую часть — игру под названием FIFA 14.
Осенний дождик, промозглая погода, разбитое поле — некоторые моменты чемпионата России по футболу FIFA 14 передает весьма достоверно
Говоря об игре FIFA 14, стоит понимать одну вещь — она выходит в год запуска консолей нового поколения. Это знаковое событие для всей игровой индустрии, поэтому все разработчики и издательства, которые могут себе это позволить, сконцентрированы в этом году на создании и выпуске проектов как раз для консолей нового поколения. Соответственно, консоли текущего поколения и даже PC в этом году оказались немного «в стороне». Про эти платформы, конечно, не забыли, но основное внимание всех и вся приковано к пресловутому «некстгену».
Такую «расстановку приоритетов» очень ярко иллюстрирует игра FIFA 14. Фактически, в этом году она выходит в двух разных версиях: для консолей текущего поколения / PC и для консолей нового поколения. При этом последняя получит новый движок, огромное количество всевозможных нововведений и «плюшек» (по крайней мере, это обещают разработчики). Ну а что же FIFA 14 для консолей текущего поколения и компьютеров (PC-версию мы как раз сегодня и рассматриваем)? Внимания этой версии уделено на порядок меньше — новый движок до PC доберется, в лучшем случае, только в следующем году, а из использующегося который год подряд Impact Engine разработчики еще в прошлогодней FIFA 13 выжали практически максимум.
Выход один на один с вратарем не гарантирует гол, особенно если игрок еще не приноровился к модернизированной системе ударов по воротам, но не забить из такой выгодной позиции будет очень обидно.
Тем не менее, в PC-версии FIFA 14 заметны, пусть и небольшие, но грамотные «точечные» улучшения. Начать с того, что разработчики переработали весь интерфейс и главное меню. Это может показаться совсем уж незначительным изменением, однако все без исключения геймеры, игравшие в прошлые части FIFA,с первых же минут в FIFA 14 почувствуют, что выполнять все действия в многочисленных меню игры, особенно в одиночном режиме карьеры, стало гораздо удобнее.
Кстати, о режиме тренерской карьеры. В FIFA 14 именно он получил главное нововведение под названием «Глобальная трансферная сеть». Она фактически меняет всю схему поиска и покупки футболистов, в разы повышая значимость скаутов в клубе. Теперь нельзя просто зайти на трансферный рынок, найти подходящих по параметрам футболистов и приобрести их в ближайшее трансферное окно — в FIFA 14 параметры всех футболистов изначально скрыты! Именно поэтому геймеру приходится нанимать профессиональных скаутов, ставить перед ними различные задачи по поиску футболистов с указанием конкретного амплуа, возраста и желаемых характеристик, а затем рассылать их по разным странам и ждать отчетов. За футболистами, которые на первый взгляд понравились скаутам, нужно устанавливать пристальное наблюдение, узнавать их детальные характеристики и только потом принимать решение о покупке. Такая система гораздо сложнее, но вместе с тем и реалистичнее предыдущей — в периоды открытых трансферных окон главному тренеру футбольного клуба приходится «отрабатывать» на полную катушку, буквально каждый день копаясь в многочисленных отчетах и отделяя зерна от плевел.
Сам по себе достаточно привлекательный режим тренерской карьеры в FIFA 14 дополнительно увлекает новой системой трансферов — «играться» с составом выбранной команды и подбирать футболистов для усиления основы теперь еще интереснее!
К сожалению, больше никаких сколько-нибудь значимых нововведений в режиме карьеры, да и вообще в одиночных режимах игры FIFA 14 не появилось — есть лишь мелочи, на которые обратят внимание только самые преданные фанаты виртуального футбола. Например, теперь можно поиграть за футбольные клубы из лицензированных чилийской и аргентинской лиги. Также можно порадоваться за братскую Украину — в FIFA 14 появился донецкий клуб «Шахтер» вместе с родной Донбасс-Ареной. Ну и, конечно, радуют новые варианты празднования забитых голов, включая даже такие оригинальные, как танец «Gangnam Style». В остальном же в FIFA 14 в плане одиночной игры все то же самое, что и в FIFA 13 — те же «быстрые матчи», тренировки, самодельные чемпионаты и кубки по установленным правилам и даже на 99% те же, признаться, уже набившие оскомину комментарии.
Юрий Розанов и Василий Соловьев — бессменный вот уже который год дуэт комментаторов в русской версии FIFA — в новой игре повторяют уже заученные на зубок фразы. Грустно.
Что касается геймплея непосредственно на футбольном поле, в FIFA 14 заметны не такие большие, но очень приятные нововведения. В первую очередь это касается усовершенствованной анимации (в который раз, но это действительно так) и скорости. Да, матчи в игре стали еще чуть медленнее, однако это идет ей на пользу. Футболисты теперь честно разгоняются и постепенно набирают скорость, а не рвут с места на полную катушку (за исключением редких талантов с зашкаливающей стартовой скоростью — все, как в реальном футболе). Улучшенная же анимация практически полностью убирает «рваные» переходы между движениями и ударами футболистов, что особенно заметно на повторах крупным планом.
Обращает на себя внимание и усовершенствованная система точного контроля мяча. Она не только позволяет прикрывать футбольный снаряд корпусом игрока и демонстрировать чудеса дриблинга, но и окончательно ставит крест на возможности эффективного управления в FIFA 14 одной только клавиатурой. Нет, управлять, конечно, можно, а вариант клавиатура+мышь даже будет чуть поэффективнее, однако при прочих равных условиях геймер с гейпадом в руках в FIFA 14 всегда будет в более выигрышном положении, потому что в его распоряжении имеются идеально подходящие для выполнения круговых финтов стики.
Играя в агрессивный футбол, будьте готовы к частым офсайдам — прыткие нападающие под управлением ИИ так и норовят выскочить за заветную линию
Среди заявленных изменений в FIFA 14 также значится модернизация искусственного интеллекта противников и напарников по команде, однако тут не все так просто. Изменения, определенно, есть, но их нельзя оценить однозначно. Управляемые ИИ футболисты, как ни крути, до сих пор не могут составить по-настоящему серьезной конкуренции игроку, имеющему солидный опыт игры в сетевых матчах против реальных соперников. Напарники же под управлением «модернизированного» искусственного интеллекта действительно проявляют больше активности и стараются быть полезными, но получается это у них далеко не всегда: нападающие в своем стремлении оказаться на острие атаки то и дело залезают в оффсайды, защитники действуют строго прямолинейно, ну а полузащитники, пытаясь успеть и там, и там, частенько не поспевают за мечом или просто выдыхаются во время бесконечных пробежек из одного конца футбольного поля в другой. Наконец, еще одно геймплейное изменение в FIFA 14 «прочувствуют» и оценят только более-менее опытные игроки, бьющие по воротам осмысленно, а не «как придется» — в игре была модернизирована система ударов в сочетании с измененной физикой «потяжелевшего» мяча. В FIFA 14 можно попытаться нанести удар из неудобного положения «на удачу» или заранее, еще подбегая к штрафной, спланировать, на каком расстоянии изменить размер шага футболиста и под каким углом бить по мячу. Причем, опять же, играя на клавиатуре, все эти тонкости контролировать чисто физически почти невозможно — к ним даже на геймпаде требуется привыкание в процессе специальных тренировок. Но зато освоивший все тонкости ударов по воротам игрок получает существенное преимущество перед всеми новичками, а также любителями простых «лобовых атак».
Режим карьеры игрока в FIFA 14 продолжает оставаться развлечением для самых стойких, так как в этом режиме во многом приходится полагаться на управляемых искусственным интеллектом партнеров по команде.
Футбол — игра коллективная
Не обошелся без приятных нововведений и мультиплеер FIFA 14 — не даром ведь именно сетевым режимам серия, во многом, обязана своей популярностью. В мудьтиплеере новой игры геймеров также не ждет ничего глобального, но кое-каким мелочам порадоваться вполне можно. Например, кооперативные сезоны теперь можно играть в полноценном онлайн-режиме в формате 2х2. Когда за управление каждой из встречающихся на футбольном поле команд отвечают 2 игрока, азарт повышается в разы — напарника то хочется расцеловать за помощь в критический момент, то четвертовать за загубленный стопроцентный голевой момент, причем, напарнику, в свою очередь, часто хочется того же.
Изменения также коснулись горячо любимого одними и люто ненавидимого за микротранзакции другими «карточного» режима Ultimate Team. В FIFA 14 разработчики пересмотрели список доступных карточек и, например, удалили спорные карточки морали. Появились так называемые «стили сыгранности игроков» вместо обычных игровых схем. По новому стал работать аукцион, превратившийся в полноценный «Трансферный рынок». Геймерам было разрешено назначать капитанов команд, исполнителей стандартов, а также вручную раздавать футболистам номера. Можно было бы еще вспомнить и про набор уникального контента для режима Ultimate Team в виде легендарных футболистов прошлого, однако, увы, он, как и большинство «вкусностей», попадет только в версию FIFA 14 для консолей нового поколения, причем, эксклюзивно для Xbox One.
«Россия — Испания» — финал импровизированного чемпионата мира по футболу. Можно не сомневаться, таких «матчей мечты» россияне в FIFA 14 сыграют превеликое множество
В остальном же мультиплеер FIFA 14 остался неизменным, однако в данном конкретном случае это, скорее, комплимент. Сетевые режимы в игре уже давно отлично сбалансированы, а количество желающих сыграть матч в любом их них зашкаливает 24 часа в сутки. Кроме того, не стоит забывать, что в рамках серии FIFA уже не первый год действует своеобразная футбольная социальная сеть. Геймеры могут не выходя из FIFA 14 следить за новостями из мира реального футбола, переигрывать состоявшиеся недавно настоящие матчи и наблюдать, как характеристики виртуальных футболистов меняются в зависимости от того, насколько удачно или неудачно играют их реальные прототипы. Игра позволяет стереть границы между реальным и виртуальным футболом, завести много новых друзей-единомышленников, а потом вместе с десятерыми самыми отчаянными создать собственную виртуальную команду и отправиться завоевывать трофеи в играх против таких же команд в режиме 11х11. Онлайн в играх серии FIFA живее всех живых и это — ее главный козырь в противостоянии с Pro Evolution Soccer.
«Го-о-о-о-о-о-о-ол!» — виртуальные футболисты умеют радоваться забитым мячам, почти как настоящие. Причем, новая система позволяет вытворять на футбольном поле «на радостях» очень оригинальные вещи
Напоследок будет откровенны: релиз FIFA 14 в этом году еще не состоялся. Вышедшая версия для PC и консолей нового поколения — это FIFA 13 с несколькими приятными нововведениями и не более того. Настоящий релиз настоящей FIFA 14 состоится в конце осени на консолях нового поколения, и вот уже эту игру нужно будет рассматривать особенно тщательно, так как именно по ней будет видно, в каком направлении разработчики собираются развивать всю серию, и в каком виде в следующем году на PC предстанет FIFA 15. Что же касается PC-версии FIFA 14 — эта игра даже без глобальных перемен достаточно хороша для того, чтобы любители виртуального футбола могли скоротать еще один год в ожидании чего-то большего.