На прошлой неделе Nvidia объявила, что намерена купить компанию ARM за 40 миллиардов долларов. Сумма немаленькая даже для технологического сектора, однако кроме того, что 40 миллиардов долларов — десятая часть компании Tesla, в этой сделке не особо что понятно. Как это событие повлияет на компьютерную индустрию? При чем тут разработки, связанные с искусственным интеллектом? Что теперь будет с мобильными устройствами, в большинстве которых используется архитектура ARM? Ниже постараемся ответить на эти вопросы.
Что такое Arm
Скажем сразу, ARM — это компания (ARM Holding), но еще это и архитектура процессора, которую разработала компания ARM. Полное ее название Advanced RISC Machines, к слову, отсюда и аббревиатура «ARM». Она разрабатывает, проектирует и лицензирует ARM-архитектуру процессоров. И такие компании, как Qualcomm, Apple и Samsung, разрабатывают свои процессоры на основе ARM.
В настоящее время практически все устройства, имеющие небольшие габариты и оснащенные аккумулятором, имеют процессоры, построенные на ARM-архитектуре.
ARM Holding предлагает два вида лицензии на свои технологии. Первый касается дизайна чипсетов: производитель платит ARM деньги, разрабатывает свои процессоры, используя в большинстве своем технологии ARM, в том числе ее дизайн. Это самый простой вариант, которым пользуются многие производители смартфонов. Второй вариант подразумевает использование исключительно архитектуры ARM.
То есть другая корпорация имеет право сделать собственный процессор со своим дизайном и другими особенностями. Так работают немногие, одна из таких компаний — Apple, которая делает процессоры для iPhone и iPad на базе ARM, а теперь и чипы для компьютеров Mac (Apple Silicon).
Так что вы и не подозреваете, насколько важна эта компания родом из Лондона с незамысловатым названием из трех букв. Но зачем ARM понадобилась Nvidia?
Зачем Nvidia купила ARM
В ходе обсуждения сделки представители Nvidia заявили, что основная бизнес-стратегия ARM останется независимой. Nvidia покупает ARM частично для доступа к огромному количеству партнеров по лицензированию, и эти компании могут продолжать использовать интеллектуальную собственность ARM, как и раньше. Но неужели Nvidia просто понадобились лицензиаты ARM? Конечно, нет.
Вопреки распространенному мнению, Nvidia производит не только видеокарты и графические чипы. Она также поставляет чипы для центров обработки данных, дата-центров и систем вычислений на основе искусственного интеллекта. Компания приспособила графические процессоры к обработке серьезных массивов данных и во многом превзошла своих конкурентов, в том числе Intel.
Nvidia уже стоит на 100 миллиардов долларов дороже Intel.
Nvidia сможет беспрепятственно использовать технологии ARM и при этом интегрировать собственные решения. В планах Nvidia после завершения сделки построить огромный дата-центр для исследования технологий искусственного интеллекта, которые смогут использоваться в различных областях. В нем будет суперкомпьютер на базе ARM-процессоров.
Однако цели Nvidia уходят далеко за пределы ИИ. Покупка ARM гарантирует ей доминирование на глобальном рынке — облачных центров обработки данных. У Nvidia там остался только один конкурент — Intel, и с помощью ARM она сможет его подвинуть. Каким образом? Есть как минимум две причины:
- современные смартфоны используют большие объемы данных, для чего лучше все подходят чипы ARM;
- развитие технологий и 5G только увеличит потребность в обработке информации, ARM справляется с этим лучше Intel.
За примером далеко ходить не надо: TSMC, производитель процессоров, который перешел на ARM, стал одним из лидеров индустрии, оставив Intel позади.
Покупка ARM решает все проблемы Nvidia в борьбе с Intel и захватом серверного рынка. Компания перестанет быть зависима от Intel и AMD и сможет беспрепятственно объединить высокопроизводительные ARM-процессоры с собственными графическими процессорами.
Не зря эту сделку называют одной из главных за последние десятилетия. В последний раз подобное можно было наблюдать в 1980-х годах, когда рынок ПК только сформировался.
Что будет с другими компаниями после покупки ARM
Nvidia — в настоящее время клиент ARM — отмечает, что компания сохранит свою операционную независимость. В том смысле, что она продолжит работать как дочерняя компания, а не будет включена в состав Nvidia. Другими словами, сделка не повредит другим компаниям или персоналу ARM. Это важно, поскольку основной бизнес ARM по лицензированию интеллектуальной собственности останется прежним. Различные партнеры, которые в настоящее время лицензируют технологию ARM, такие как мобильные гиганты Apple и Qualcomm, могут продолжать делать это. Однако мы еще не знаем, будет ли Nvidia в конечном итоге использовать технологии ARM для будущих проприетарных проектов.
Другой вопрос — состоится ли эта сделка вообще. Хотя по факту американская компания покупает британскую, здесь необходимо учитывать интересы Китая. У ARM множество партнеров в Китае, и если компания станет американской, США в теории смогут наложить санкции и перекрыть китайским вендорам доступ к технологиям ARM. Да, они могут это сделать. Поэтому сделку должны одобрить антимонопольные органы США, Великобритании и Китая.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать такие лонгриды!
Пока что владельцем ARM является японская инвестиционная компания SoftBank. ARM Holding был приобретен ею в 2016 году за 32 миллиарда долларов. Востребованность ARM-чипов в последующие годы выросла, к концу 2016 года в мире было продано более 95 миллиардов таких чипов (только за 2016 год – 17,7 миллиардов). По состоянию на конец марта 2020 года совокупное число проданных ARM-чипов превысило 160 миллиардов. Конфликта интересов, когда компанией владела SoftBank, тогда не было. Nvidia — совсем другое дело.
Как изменятся смартфоны после покупки Nvidia ARM
Все современные процессоры (системы-на-чипе, они же SoC) для смартфонов построены с использованием ARM и других технологий, поэтому эта сделка будет иметь серьезные последствия для будущих мобильных процессоров. Список высокопоставленных партнеров Arm включает Apple, Qualcomm, Samsung и многих других. Эти компании могут продолжать получать доступ к существующим и будущим проектам компонентов от ARM, а также к своим лицензиям на архитектуру. Но где гарантии, что в один момент Nvidia не передумает и заберет все технологии себе? В этом случае рынок смартфонов ждет огромный удар. Этот сценарий маловероятен, но полностью исключать его нельзя.
Nvidia наиболее известна своими графическими процессорами, поэтому у многих в нашем Telegram-чате возникает вопрос, могут ли процессоры будущих смартфонов содержать графические чипы Nvidia. Пока что известно, что существующие графические решения ARM — Mali, никуда не денутся. ARM Mali обслуживает широкий спектр устройств, от телевизоров до умных часов, и Nvidia не будет заставлять существующих клиентов ARM переходить на что-то новое. Пока.
Не делайте ставки на то, что в ближайшее время вы увидите смартфон с графическим процессором Nvidia. Но в дальнейшем это может стать реальностью.
Также стоит отметить, что у Qualcomm есть собственная команда разработки графических процессоров Adreno, а Samsung заключила сделку с AMD относительно будущих чипсетов. Так что в настоящее время нет очевидного партнера для выпуска смартфонов с графикой Nvidia.
Как покупка ARM отразится на игровой отрасли
ARM и GeForce, вероятно, останутся обособленными областями бизнеса Nvidia. Возможно, мы почувствуем влияние покупки ARM на общий бюджет корпорации, поскольку Nvidia, похоже, надеется использовать свои графические процессоры для лицензирования клиентов с большим бюджетом, которые сейчас являются партнерами ARM. Но эта потенциальная финансовая инъекция, скорее всего, произойдет только тогда, когда пыль уляжется, и ARM начнет окупать свои вложения. Пока Nvidia не говорит, что покупка ARM как-то отразится на ее видеокартах.
Конечно, это более долгосрочная перспектива, которая будет реализована в течение следующего десятилетия. Тем временем Nvidia придется сбалансировать ожидания существующих клиентов ARM со своим стремлением завоевать будущие рынки — от обработки данных до ИИ и графики в смартфонах. Это может оказаться непростой задачей, если существующие партнеры решат пересмотреть свои договоренности в свете этой покупки. Теперь регулирующие органы должны решить, отвечает ли эта покупка более широким интересам технологической индустрии.