Ностальгия Романа Петухова.
С Василием Уткиным и Василием Соловьевым у большинства геймеров связаны самые теплые воспоминания о FIFA. Той игре, где еще не было режима Ultimate Team, но был великий саундтрек и качественный режим карьеры. Sports.ru вспоминает историю русской озвучки FIFA.
Комментировать предлагали Маслаченко, а Уткин мог озвучить другую игру
FIFA 07 – первая с русскими комментаторами, до этого самая продаваемая игра в России выходила только с иностранной озвучкой. Идею протолкнул Василий Соловьев, комментатор фигурного катания на «НТВ-Плюс». Руководитель Electronic Arts в России Тони Уоткинс был его другом:
«Он музыкант-любитель. Мы встретились на свадьбе в Литве, где он играл с кавер-группой, а я работал ведущим. Причем ведущих там было трое-или четверо на два дня, а кавер-групп вообще штук шесть. Большая была свадьба. Нам стало интересно друг с другом.
Русская озвучка была придумана в тот период благодаря моей дружбе с руководством российского представительства Electronic Arts. Как сейчас помню, первый мой разговор на эту тему состоялся в ирландском пабе на Знаменке. Директор представительства был экспат-ирландец. Ему был нужен я как эмоциональный крючок для этой истории и какой-нибудь известный футбольный комментатор.
Из-за коронавируса спорт ушел в онлайн: клубы играют в Football Manager, FIFA и проводят Гран-при в симуляторах (взяли даже Куртуа)
Маслаченко отказался, кто-то еще отказался, «Россию 2» я даже в расчет не брал, а Уткин согласился, так как давно об этом и сам раздумывал, но то ли с PES, то ли с какой-то еще игрой сотрудничество у него просто не сложилось. А потом, когда Васе поднадоело на FIFA работать, я и Розанова подтянул», – рассказывает Соловьев Sports.ru.
Приглашение Уткина было логичным – в 2006 году Василий с отрывом считался лучшим футбольным комментатором.
«Я с самого начала знал, что на эту работу надо соглашаться, потому что уж очень популярная игрушка, – говорил он в интервью в 2007 году. – Я много лет веду конференцию в интернете, и вопросы о том, что вот, дескать, все нет и нет русской версии FIFA, мне задавали на разные лады постоянно. Так что я понимал, что, в частности, для меня работа на таком проекте означает возможность прийти практически в каждый дом.
Хочется только надеяться, что я не успею надоесть. Прилагаю к этому усилия… Кстати, подавляющее большинство футболистов играет в симуляторы. Соответственно, мой авторитет несколько поднялся и в профессиональной среде».
Примечательно, что Соловьев никогда не работал на футбольных матчах (на «НТВ-Плюс» он специализировался на фигурном катании и гольфе), но это не мешало ему органично смотреться в дуэте с Уткиным:
«Для меня это просто была задача, которую я решал. Рабочий процесс. Да и на комментаторство это было мало похоже. Когда ты комментируешь соревнования, ты находишься в ритме стадиона, в ритме процесса, должен разбираться в происходящем на всех уровнях, а тут – произносишь себе фразы и произносишь.
Тебе говорят: «А теперь давай двадцать вариантов реакции на попадание мяча в штангу». Ну и моя роль была не комментировать происходящее, а давать краску. Я же был вторым комментатором. Типа порассуждать».
Из-за озвучки Уткин потерял голос во время ЧМ. Сычев и Овечкин благодарили за работу
Озвучку делали за несколько месяцев до чемпионата мира в Германии – впоследствии из-за сильного напряжения связок Уткин потерял голос во время турнира:
«Это был колоссальный объем работы, – вспоминал Уткин. – При том что мы этого себе не представляли. Компания, которую наняла EA Sports [для записи русских комментаторов], неправильно меня сориентировала с точки зрения объема работы. Ее оказалось раза в 4 больше по времени, чем нужно. Они, естественно, потом заплатили больше денег, но из-за этого работа пошла по дико интенсивному графику. Я действительно очень перетрудил голос.
Что такое озвучка FIFA, тем более в первый раз? Нужно все восклицания прокричать, все имена назвать, все громким голосом сказать. Это была довольно большая нагрузка. Короче, с тех пор я все знаю про восстановление голоса в полевых условиях».
Соловьев не согласен с коллегой: «Давайте будем честны. Комментаторская работа – не самая сложная и изнурительная. Как бы мы ни жаловались на жизнь, никаких серьезных последствий для голоса такая деятельность не несет. Плюс ко всему, в реальной трансляции можно и переорать, что свойственном тому же Юре [Черданцеву], а в записи компьютерной игры – вряд ли».
Записывали несколько тысяч фраз – фамилии футболистов, названия команд, приветствия, беседы по ходу игры.
«Никому не нравится в нее играть». Чемпион по FIFA разнес симулятор
«Я как-то примерно прикинул, что записал около десяти тысяч реплик, – вспоминает Соловьев. – Может, и ошибся. Никто точной статистики не вел, а коммуникации с программистами этой игры да и с центральным офисом, вообще у нас не было.
У нас были огромные листы Excel, в которых на английском описывалась ситуация на поле. Ее и нужно было обыгрывать словесно. Либо коротко, либо длинно, либо один вариант, либо несколько десятков. Видимо, исходя из популярности той или иной игровой ситуации».
Кстати, на студии звукозаписи комментаторы почти не встречались:
«Мы с Уткиным и Розановым на записи FIFA встретились раза два-три. Мы же не сидели постоянно бок о бок, а записывали даже парные фразы по-отдельности – они были составными».
Шесть следующих лет тандем Уткин-Соловьев развлекал геймеров эпическими фразами.
Уткин в начале матча вспоминал Бродского:
«Я бы вплетал свой голос в общий звериный вой
там, где нога продолжает начатое головой.
Изо всех законов, изданных Хаммурапи,
самые главные – пенальти и угловой».
Озвучивал мяч: «Тудух! Это вратарь выбил мяч». Или фантазировал: «Если бы у мяча были глаза, он бы сейчас все поле мог увидеть».
И учил нас украинскому: «А на Украине говорят «чудовый пас».
А Соловьев не стеснялся критиковать игроков: «Это разве пушка? Это водный пистолет какой-то». Обижались ли на него футболисты? Наоборот.
«Смешно, знакомишься с каким-нибудь Сычевым или Овечкиным (я в курсе, что он не футболист, если что), а они тебе говорят, что выросли на твоих шутках в FIFA и новостях. Сидишь такой и думаешь, какой же ты старый. Ну и я вроде обидно не шутил ни про кого. Месси при встрече мне тоже ничего плохого не сказал.
В основном, недовольство высказывали геймеры – в игре комментаторы могли перепутать команды или игроков, а при штрафном ударе со своей половины поля говорить о его опасности.
«Это от непонимания процесса. Я точно знаю по многим областям жизни, что хейтерство чаще всего рождается в некомпетентности, – вспоминает Соловьев. – Как только человек разбирается в предмете, то он понимает, почему получилось так, а не иначе. В данной конкретной ситуации геймеров возмущало то, что я говорю одни и те же фразы, да еще и в неподходящих местах.
Тупо предполагать, что в этом виноват я, а не компьютерный алгоритм и концепция записи. Некоторые фразы, действительно, было не только забавные, но и странные. Скажем так, экспериментальный юмор, а подобный вид юмора работает под ситуацию и разово. А тут они крутились по пятьсот раз в день – настоящие геймеры же не перестанут играть, пока руки в кровь не сотрут. Конечно, ничего кроме ненависти тут не заработаешь».
Во что играют Месси, Овечкин и Конор на приставках? Нарисовали инфографику
Некоторые приципиально играли в FIFA с иностранной озвучкой:
«Иностранных комментаторов ты так не воспринимаешь. Они бухтят что-то там и бухтят. Если даже ты понимаешь язык, ты не зацикливаешься на них, а просто получаешь эмоцию. А тут – не только эмоция, а конкретная информация, да еще и облеченная в необычную форму», – объясняет Соловьев.
Финальное качество работы, впрочем, его самого тоже не устраивало:
«Меня, кстати, больше расстраивало, что эту работу можно было сделать лучше, интереснее, четче. Было много ошибок в программировании, в планировании этих фраз.
Все-таки адаптация – это серьезный процесс, а не просто перевод. В кино нельзя просто перевести реплики героев. Необходимо их соотнести с российским менталитетом. Шутка про какого-нибудь Джимми Хоффу, живого или мертвого [Sports.ru: американский профсоюзный лидер, неожиданно исчезнувший в 1975 году. Его тело так и не обнаружили], американскому зрителю отлично зайдет, потому что это часть их истории, а мы и знать не знаем, кто это такой».
Для FIFA 10 записывались в каморке
Так как Уткин и Соловьев озвучивали серию несколько лет подряд, то с каждым годом времени на озвучку уходило меньше – нужно было только обновлять старые фразы и добавлять новые. Например, так Уткин озвучивал каждого игрока РФПЛ для FIFA 10 в двух интонациях:
Менеджер по локализации рассказывал, что все записали буквально за день. Соловьев признается, что некоторые шутки вырезали:
«НТВ-Плюс» был территорией свободы и легкого отношения к процессу. У меня даже есть запись, где звукорежиссер собрал все шуточные неприличные фразы, которые нельзя было отправить в игру. Опубликовать я ее не смогу».
Обратили внимание на каморку, в которой еле помещался один человек? Кажется, что в ней ужасно неудобно, но комментаторы привыкли работать и в худших условиях:
«Мы часто сидим в каморках. Однажды во время трансляции фигурного катания из студии в Останкино Татьяна Тарасова в свойственной ей манере закричала: «Вася, давайте всем расскажем, в каком бункере мы сидим!» И правда, у нас комментаторская кабинка была, как капсула для выживания. А еще в ней периодически ночевали какие-то техники, и от комментаторов иногда пахло, скажем так, засиженностью.
Победителя матча на турнире по FIFA 20 решали на «камень-ножницы-бумага». Виноваты серверы игры
Так что зачастую, комментаторская деятельность – это довольно прозаичное сидение в вонючей каморке.
На соревнованиях все это компенсируется возможностью выйти в поле, пообщаться со спортсменами, с публикой, посмотреть достопримечательности, а с EA FIFA – ничем. Разве что близостью к дому. Пошел поработал и домой.
Справедливости ради необходимо заметить, что озвучка проходила в разных студиях. Кое-какие из них были вполне себе просторными».
Снова озвучивать FIFA хочет только Уткин, Соловьев потерял к этому интерес
В 2013 году Уткина заменили на Юрия Розанова, до этого EA несколько лет выпускала две версии озвучки. На PlayStation и Xbox комментировала пара Розанов-Соловьев, на PC – Уткин-Соловьев.
«Там было два технических формата, – объяснял Уткин. – В другом комментировал мой друг Юра Розанов. И получилось так, что решили продолжать тот формат, а мне, чтобы записать все это заново, пришлось бы проделать всю эту работу. И они решили, что им не нужно это».
Через три года EA полностью обновила пару комментаторов – голосами FIFA стали Константин Генич и Георгий Черданцев. А маленькая комната с микрофоном из выпуска «Футбольного клуба» сменилась на полноценную студию звукозаписи:
Соловьев говорит, что EA не сообщила комментаторам об их замене: «Понятия не имею [почему EA решила нас заменить]. Мало того, что решила заменить, так еще и ни слова мне никто не сказал. Я был бы не против. Я, вообще, всегда за движение вперед. Когда кто-то что-то делает слишком долго, это не может не наскучить. О смене комментаторов я узнал из интернета, что было как-то неприятно».
В начале 2010-х Василий Соловьев переключился на кинобизнес, а после Олимпиады в Сочи окончательно ушел из комментирования. В FIFA мы его не услышим:
«Я не вхожу в одну и ту же воду дважды. Двигаюсь только вперед. Я несколько раз пытался сделать ту работу более продуктивной, вел переговоры с менеджерами о различных пиар-ходах, о концепции озвучки. EA – неповоротливая иностранная структура. Российскому представительству было не под силу ее сдвинуть. Ничего интересного, кроме пятидесяти вариантов крика «гол» внутри игры так никто и не придумал. Я потерял к этому интерес. Я снимаю кино, и у меня так много работы, что даже на ваши вопросы я не мог сутки ответить. Так что нет».
Уткин же не раз признавался, что готов снова вернуться к комментированию симулятора:
«Я это могу сделать с отрывом лучше всех. Это совершенно очевидно. Всегда, когда у меня возникают какие-то выраженные мечты, это бывает потому, что я уверен подобным образом. На будущий год загадал желание. Очень хочу снова озвучивать русскую версию FIFA».